Небо зовет.
Вот и лето прошло, словно и не бывало.И хотя до настоящих холодов еще очень далеко, но листья на деревьях начинают желтеть и опадать. Высоко в небе журавли выстраиваются, как солдаты, в шеренги- клинья на фоне золотого заката. Медленно и торжественно они покидают нас под звуки морского прибоя. Вслед за ними устремляются ввысь экипажи уток-моряков и улетают вдаль в том же направлении. Периодически, подчиняясь командам своих «адмиралов»,они приводняются меж морских волн, чтобы побакланить мелкой азовской рыбешкой.Все приходит в движение. Школьники торопятся в школы, студенты в университеты.Все остальные, вернувшись из отпусков, делятся своими впечатлениями с коллегами по работе.Однако есть отдельная категория людей у которых иные задачи и место сбора.Это -авиаторы. Ведь с 28 августа по 1 сентября в городе Жуковском состоялся уже 14 по счету авиасалон МАКС-2019.
Форум открыл Президент Путин В.В. Мероприятие посетил также Президент Турецкой республики Реджеп Таип Эрдоган. Соорганизатором выставки в этом году стал Китай, что сказалось на значительном расширении китайской экспозиции на салоне.
Впервые был представлен совместный российско-китайский самолет CR929.Он разработан российской ОАК и китайской COMAC,как широкофюзеляжный лайнер на 250-300 пассажиров.Первый полет запланирован на 2023 год,а начало эксплуатации предполагается с 2025 года. Общая стоимость разработки проекта составляет 13-20 млд. долларов.Самолет должен быть на 20% дешевле конкурентов и будет стоить 113-117 млн. долларов.
Увидели посетители на авиасалоне и макет первого российского авиадвигателя ПД-14, как в рамках экспозиции, так и установленным на летающей лаборатории Ил-76.Этот турбовентиляторный двигатель тягой 14 тонн разработан корпорацией ОДК, а головной изготовитель изделия это АО»ОДК-Пермские моторы». Целью создания двигателя является освоение 10% мирового рынка турбовентиляторных моторов тягой 7-18 тонн. Стоимость программы оценивается в 70 млд. рублей.
Двигатели будут устанавливаться на самолеты МС-21-200/300/400 .Модификации же на базе газогенератора двигателя ПД-18 Р применимы на Ту-214,Ил-96-300/400 Т.
Презентован также на МАКСе макет российского сверхзвукового бизнес-джета разработанного в ЦАГИ.
По иронии судьбы нам,как и в прошлом веке, приходится сравнивать суммы подписанных контрактов на авиасалоне с 13 годом, как наиболее успешном в этом отношении.Тогда подписали на 21 млд. долларов, а в этом году подписано на 3,8 млд. долларов. Посетили же МАКС- 2019 в этом году 579 тысяч человек. Лидеры авиационной и космической отраслей и крупнейшие мировые производители представили свою продукцию на площади 26500 квадратных метров в павильонах и на 45000 квадратных метров на открытых площадках и стоянках.
Главная же новинка на салоне в гражданской авиации это- узкофюзеляжный самолет МС-21. Корпорация «Иркут» привезла на МАКС 3 опытных экземпляра этого лайнера. В данный момент по этой программе 3 самолета проходят летные испытания, а еще 4 единицы выполняют стендовые проверки. Серийное производство должно начаться в 2021 году.Из-за санкций на самолете будут другие крылья и двигатели отличные от намечавшихся.Лайнер должен отвечать всем требованиям по экономичности, межполетному и общему ресурсу,постпродажному сервису,что будет сделать довольно сложно в существующих условиях. Тем не менее производителю удалось договориться с будущими заказчиками.Так «Аэрофлот» планирует взять в лизинг партию из 35 МС-21 в придачу к уже заказанным 50-ти самолетам. Авиакомпания «Якутия» покупает 5 бортов, а казахская Век air 10 лайнеров.
Главная премьера военного авиастроения- это истребитель Су-57Э и легкий военно-транспортный самолет Ил-112ВЭ, которые исполнены в экспортном варианте.Четверка опытных летных образцов СУ-57Э произвела неизгладимое впечатление на зрителей своими возможностями в плане летной акробатики.
На авиасалоне была вновь предоставлена возможность увидеть в летной программе новейший легкий многофункциональный комплекс Миг-35 и перспективный многоцелевой вертолет Ка-62.
Мировое авиастроение презентовало на МАКСе легкий самолет PIPER 500, бизнес -джет PILATES PC-24 и «ближнемагистральник» Embraer E 195E2. Успешно выполнил свою летную программу дальнемагистральный широкофюзеляжный лайнер Airbus A350-900.
Всего на МАКС 2019 было представлено около 250 образцов авиационной техники, двигателей, электроники и аэродромного оборудования. В частности впервые показан новый топливозаправщик ИЛ-78М-90А. Он в будущем станет основным самолетом для дозаправки бортов дальней, фронтовой и специальной авиации.
Еще один интересный проект- аэротакси Begaero, разработчики планируют завершить к 2025 году. Это беспилотное транспортное средство похожее на квадрокоптер. Первоначально будет создан грузовой беспилотник, после чего на его базе будет сконструировано 4-местное такси. Производители планируют занять 15% мирового рынка аэротакси. Стоимость проекта оценивается в 3,5 млд. рублей.
Концерн ВКО «Алмаз-Антей» представил системы ЗРК С-400 «Триумф»,»Антей 2500″,С-350 «Витязь», «Викинг»,»Оса-АКМ1″ и семейство» Тор».Также была предоставлена информация об интегрированных ракетных системах «Калибр-ПЛЭ» и «Калибр-НКЭ» для подводных лодок и надводных кораблей.
Вызвали большой интерес у посетителей МАКСа комплексы ПВО морского базирования «Риф-М», «Штиль 1», «Клинок», «Подлет- Е», «Фора», «Аистенок», РЛС 1Л125 и турельная установка «Гибка».
Яркими красками расписала небо над Жуковским насыщенная летная программа МАКСа 2019. Здесь блистали «Русские витязи», «Стрижи», «Соколы России», «Русь», «Первый полет», «Колибри»и гости из Прибалтики ANBO и Baltic Bees, а также единственный ныне летающий легендарный штурмовик Ил-2.Все кого небо позвало в первый полет и навсегда приняло в свои объятья.